Исход

, books

Прочитал роман Леона Юриса «Исход». История создания государства Израиль разбавленная мелодраматическим сюжетом.

Представьте: 1900 лет назад евреи лишились своего государства и были изгнаны со своей земли. Римляне начали называть Израильские земли Палестиной, чтобы стереть память о еврейском государстве. Евреи разошлись по всему свету, скитались, образовали много общин в разных странах. Известны большие общины в Йемене, в Испании и Восточной Европе, в Северной Африке, в Ираке и Курдистане. Да практически в каждой стране была своя еврейская община. В Палестине и в Иерусалиме на протяжении этих почти двух тысяч лет оставалось небольшое число евреев, в основном очень религиозных, жители без всяких прав, под постоянной угрозой антиеврейских погромов. Везде евреи были чужими, тяжело ассимилировались, местные редко их любили и часто просто презирали. Но при этом евреи сохранили себя как народ. Свою культуру, веру, традиции и даже язык. 1900 лет!

В конце 19 века Теодор Герцль, венгерский еврей, провозгласил идею воссоздания еврейского государства. Сначала идея показалась странной и нереализуемой. Но упорство евреев, кружки, конгрессы, аудиенции и переговоры с лидерами Европы дали свои плоды. И через несколько лет идеями сионизма были увлечены много евреев в Европе. Начались волны возвращения евреев в Палестину с конца 19 века и вплоть до создания государства Израиль. В Палестине евреев ждали не очень пригодные для сельского хозяйства земли, часто пустыни, набеги бедуинов, недружелюбные арабские соседи, антиеврейские погромы, запрет на эмиграцию от Великобритании, которая управляла Палестинскими землями после окончания Первой мировой войны.

И еврейский народ прошёл все эти испытания. Вопреки всему. Вернулся на родную землю и провозгласил государство Израиль. Выдержал первую войну за независимость против 9 соседних стран. Потрясающая и невероятная история. Разбрестись по миру на 19 веков, вернуться и воссоздать своё государство!

Сейчас Израиль — высокоразвитая успешная страна. Например, Израиль — мировой лидер по скорости вакцинации от Ковида. А начиналось всё, напомню, со стремления разрозненного народа обрести свою землю, вернуться домой. 40 лет в пустыне с Моисеем оказались не самым страшным испытанием для еврейского народа. Почти два тысячелетия скитаний по миру — вот это гораздо большее испытание, которое еврейский народ пережил.

Гордость за еврейский народ. И глубокое уважение.

Вот, кстати, мой короткий фотоотчёт из Израиля: Israel Notes.

Андрей Тарковский

, books · art

Посмотрел все фильмы Андрея Тарковского и прочитал «Мартиролог» — дневники, которые он вёл с 1970 до самой смерти в 1986.

Сохраню тут много цитат из Мартиролога:

Ровное доброжелательное настроение — признак воспитанного человека.

Где-то подслушанная трактовка творчества Тарковского: невозможно показать объективно правду, истину. К истине можно приблизиться только через субъективное. Чем субъективнее, личнее, приватнее, тем ближе к истине. Все фильмы Тарковского автобиографичные и очень личные. Зеркало: реконструкиция детских воспоминаний про семью и детство. Ностальгия: про русского в Италии, в которой Тарковский начал свою западную жизнь. Жертвоприношение: принести себя в жертву ради мира, а Тарковскому стоило смертельно заболеть, чтобы сына выпустили из СССР («Неужели нужно смертельно заболеть, чтобы быть вместе!»).

Спастись всем можно, только спасаясь в одиночку. Настало время личной доблести. Пир во время чумы. Спасти всех можно, спасая себя. В духовном смысле, конечно. Общие усилия бесплодны. Мы — люди, и лишены инстинкта сохранения рода, как муравьи и пчелы. Но зато нам дана бессмертная душа, в которую человечество плюнуло со злобной радостью. Инстинкт нас не спасет. Его отсутствие нас губит. А на духовные, нравственные устои мы плюнули. Что же во спасение?

Про актеров:

Актеры глупы. В жизни еще ни разу не встречал умного актера. Ни разу! Были добрые, злые, самовлюбленные, скромные, но умных — никогда, ни разу. Видел одного умного актера — в «Земляничной поляне» Бергмана, и то он оказался режиссером.

Показать как можно меньше:

Было время, когда я думал, что кино в отличие от других видов искусства тотально (как самое демократическое) действует на зрителя. Кино, мол, прежде всего — фиксированное изображение, изображение фотографическое, недвусмысленное. И раз так — то оно должно восприниматься одинаково всеми зрителями. То есть фильм, в силу своего однозначного вида одинаков для всех, в определенной степени, конечно. Но это ошибка. Следует найти и выработать принцип, по которому можно было бы действовать на зрителя индивидуально, то есть чтобы тотальное изображение стало приватным. (В сравнении с литературным образом, живописным, поэтическим, музыкальным.) Пружина, как мне кажется, вот какая — это показать как можно меньше, и по этому меньшему, зритель должен составить мнение об остальном целом. На этом, на мой взгляд, должен строиться кинообраз. И если говорить о символике, то символ в кино есть символ состояния природы, реальности. Правда, здесь дело не в детали! А в скрытом!

Знаки и чудеса, которые нередко случались:

Почему-то вспомнилось, как я потерял рукопись (не имея черновика) сценария «Рублева». Оставил в такси на углу улицы Горького (напротив «Националя»). Такси уехало. Я с горя напился. Через час вышел из «Националя» и отправился в ВТО. Через два часа, спускаясь вниз на том же углу, где я потерял рукопись, затормозило такси (нарушая правила), и шофер из окна протянул мне мою рукопись. Это было чудо.

Бывало и такое:

Сегодня знаменательный день: вчера выдрал Ольгу собачьим ремнем. Очень крепко. Не выдержал хамства и разгильдяйства. И нисколько об этом не жалею. Она мучает всех уже целых три года.

После смерти матери:

Боже! Какая смертная тоска… До тошноты, до петли. Я чувствую себя таким одиноким… И Ларисы нет, да и не понимает она меня, не нужен я никому. Есть у меня один Тяпа, да я ему не буду нужен. Один я. Совсем один. Я чувствую это страшное смертельное одиночество, и это чувство становится еще страшнее, когда начинаешь понимать, что одиночество — это смерть. Меня все предали или предают. Я один… Открываются все поры моей души, которая становится беззащитной, потому что в них начинает входить смерть. Мне страшно. Как страшно быть одному. Только Тяпус. Я не хочу жить. Я боюсь мне невыносимо жить.

Мысли:

Настоящего не существует — есть только прошлое и будущее и, практически равное нулю во времени, состояние, связанное в человеке лишь с волеизъявлением, с действием, которое, пропуская будущее через себя, оставляет после себя прошлое.

Вся западная музыка — сплошной драматический надрыв: «Я хочу, я требую, я желаю, я прошу, я страдаю», в конце концов. Восточная же (Китай, Япония, Индия (sic): «Я ничего не хочу, я — ничто», — полное растворение в Боге, в Природе. Восток — обломки древних истинных цивилизаций в отличие от Запада, центра ошибочной трагической, технологической цивилизации. Богоборческой, жадной, головной, прагматической.

Поразительно, что в таких (подобных Monument Valley) местах, где надо разговаривать с Богом, американцы снимают вестерны…

Шведы инертные, ленивые, ни в чем не заинтересованные, кроме выполнения формальностей: полагается работать восемь часов — и все, ни минутой больше. Это на натуре-то! Наверное, это единственная страна, где в кино работают как в учреждении чиновники — от и до, не думая о том, что создается фильм. А где творчество, там нет места регламенту, и наоборот. Они плохо, действительно плохо работают.

Узнал, что болен:

Человек живет и знает, что он умрет рано или позже. Но не знает, когда, и поэтому отодвигает этот момент на неопределенное время. Это помогает ему жить. А я сейчас — знаю. И ничего не может мне помочь жить. И это очень тяжело. Но самое главное — Лара. Как сказать ей?! Как своими руками нанести ей этот ужасный удар?!

Я не могу рекомендовать смотреть фильмы Тарковского. Во времена стремительных экшенов и сногсшибательных визуальных эффектов фильмы Тарковского как бы и не фильмы. Тягучие, медленные, без спешки и суеты. На первый взгляд очень скучные и без внятного сюжета. К фильмам Тарковского каждый может прийти только сам, своим путём. Тогда эти фильмы могут быть посмотрены и почувствованы. Да, не каждый сможет прийти, очень мало современных дорог ведёт к его фильмам. Мне повезло, я эту дорогу нашел через интерес к фотографии и визуальному искусству.

Спасибо, Андрей!

Заметки о разработке

, dev

О Проектных Менеджерах (ПМах)

У ПМ в команде несколько ролей. Одна их них — поддерживать спокойный и положительный эмоциональный фон. ПМ должен принимать на себя все эмоциональные удары и другие неприятности исходящие от Владельца Продукта, не давать этим эмоциям просачиваться в коллектив. Хороший ПМ работает как фильтр, сглаживает все эмоциональные перепады в команде.

Хороший ПМ должен хорошо знать продукт, понимать его, чувствовать. Понятно, что для этого нужно время: месяцы, а может даже и годы. Копипастить хотелки из имейлов заказчика в задачи для разработчиков — это работа для секретаря. ПМ пропускает через себя каждую задачу, задает заказчику правильные вопросы еще до технической экспертизы.

Хорошего ПМа незаметно. Хороший ПМ не призывает на митинги больше двух человек. Хороший ПМ умеет вести обсуждения и принимать решения не на митингах, но в имейлах и комментариям к задачам.

(ПМ, с которым мы сейчас работаем, отлично сглаживает отношения с заказчиком, погода в команде нормальная, гонок нет. Наш продукт знает не очень хорошо, но это дело времени.)

О разработчиках

Разработчики любят и жалеют свой код. Жалко его выбрасывать, не очень хочется переделывать. Разработчики будут спорить и доказывать, что код правильный и хороший. Со своим кодом расставаться тяжело. Про это нужно помнить.

Разработчики не любят писать тесты. «Зачем их писать? Я проверил, тут всё работает.» Часто потому, что для тестирования бизнес-процесса нужно проделать много работы, чтобы создать подходящие сущности и окружение. В терминах e-commerce, например, это нужно создать сайт, с продуктами, кастомера с адресами и телефонами, положить эти продукты в корзину, залогинить кастомера и только тогда уже проверить, что для такой корзины и кастомера с таким адресом действует налоговое исключение. Часто написание теста занимает больше времени, чем сама фича или фикс. Вывод: нужно развивать тестовую инфраструктуру и код.

Если говорить о каком-то более-менее стандартном веб-приложении, например, админская часть для e-commerce системы, то на одного бекенд-разработчика нужно два фронтенд-разработчика. Бекенд делать быстро, проще тестировать. Фронтенд — это UI, какая-то клиентская логика, работа с апи, сложнее и дольше тесты.

Молодёжь, а иногда и уже опытные разработчики, сильно переживают про скорость работы своего кода. Пытаются очень рано оптимизировать и делать какие трюки для ускорения. Я всегда даю им совет, не думать про скорость, если скорость не ваша главная задача. Более-менее стандартным веб-приложениям, которые получают данные с сервера, показывают формы и отправляют эти данные обратно на сервер, вообще не важна скорость. Нужна элементарная гигиена, базовые понятия обработки данных и всё, дальше всю работу за вас сделает компилятор. Писать код нужно не для компьютеров, а для людей, что бы он был понятен твоим коллегам, настоящим и будущим. Длинный, красивый, понятный код с понятно поименованными классами, методами и переменными — приятнее и полезнее, чем наоптимизированная запутанная пуля.

ПМ у меня спрашивает: что мы дадим нашему новому фронтенд-разработчику? Как он у нас будет расти, как он станет профессионалом? А я и отвечаю: Профессионалом становится тот, кто в своё время сделал много черной работы: тупая верстка, поддержка работающего, но адского кода в виде jquery-спагети; переписывание большого скучного легаси. Такая чёрная работа и даёт понимание того, как работает проект, как работает фронтенд, насколько он бывает плох и противен. Писать месяцами на модном фреймворчике — получится рафинированный пользователь фреймворка, который пороху не нюхал.

Разработчики перегорают. Пропадает интерес, запал. Повышение зарплат не помогает, они привыкли к постоянному повышению. Хороший показатель перегорания, когда синьёр разработчик возвращается с уровня проектов, до уровня задач. «Давайте мне таски, я их буду делать.» Вместо: «Давайте мне проект, я буду его делать.»

Очень хочется работать с людьми, которые работают и мыслят не в рамках тасков, но в рамках проекта. Которые думают о взаимосвязях внутри проекта, думают и последствиях, думают о сценариях. К сожалению популярные нынче скрамы и аджайлы немного не про это. Разработчики становятся на конвейер по закрытию тасков. Проект целиком видят только технические лидеры, заказчик (не всегда), ПМ (иногда).

Луна над Бирючим островом

, photo · life

Остров Бирючий был островом 90 лет назад. Теперь он не остров, а всего лишь продолжение Федотовой косы. Но согласитесь, «остров» звучит намного интереснее (и дороже), чем «коса».

2012. Моменты

, photo · life

Нашёл архив своего старого инстарграм аккаунта, которого уже давно нет. Получился классный набор картинок-моментов из 2012-го года.

Музыкальные находки

, music · finds

Southern Shores — приятная лёгкая игровая электроника, под которую хорошо работается. Интересные мелодические решения.

Время N

, music

Аквариум / Время N

У БГ вышёл новый альбом. Называется «Время N». Альбом получился грустный, немного мрачноватый и напряжённый. Но хороший конечно.

Матерные слова в текстах БГ случались и раньше. Но очень редко и незаметно, где-то в куплетах. Навскидку могу вспомнить только «Электрический Пёс», там есть такое: «И во всем, что движется, видят соперниц, Хотя уверяют, что видят блядей.»

Во «Времени N» случилось необычное для БГ: в припеве, в заглавное песне и сразу «Время наебениться». Да и альбом назван собственно так же: Время N — это Время Nаебениться. Даже в совковое время такого с БГ не случалось, хотя время было непростым. Использование матерных слов как бы говорит нам, что других слов у автора не осталось, только матерные. Похоже, что по ощущениям БГ настали смутные и сложные времена. Сложнее, чем были в Совке.

«На ржавом ветру» — в ту же копилку про смуту («было украдено даже солнце поутру»).

«Песни нелюбимых» — молитва.

Самая красивая песня, конечно же «Прикуривает от пустоты». Текст изумительный, магическая аранжировка.

Про Чайф и БГ

, music

Подумалось, что я не могу слушать альбомы Чайфа, которые вышли после «Шекогали», то есть после 2000-го года. Эти альбомы меня не вставляют. Я вырос, постарел, стал другим немного. А музыка Чайфа в 21 веке так и осталась музыкой 90-х. Звучание, смыслы, настроение, интонации. Старые записи я люблю, пою песни при возможности. Я к ним привык, это память первооткрытий акустического рока в школьные годы, память о беззаботной и зажигательной студенческой жизни. Если бы я послушал «48» или «Оранжевое настроение — IV» в году 98-м, это возможно были бы мои любимые альбомы. Но слушать сейчас я их не могу, скучно, старо.

В меньшей степени, но так же я могу сказать и про ДДТ. Не интересны они мне.

Другое дело Гребенщиков и его Аквариум. С удовольствием слушаю всё новое, что он выпускает. Что-то нравится, что-то забывается. Но все равно интересно. Его музыка современная, не застряла в 80-х или 90-х. Она изменяется во времени примерно с такой же скоростью, с какой развивается мой музыкальный вкус.

Вот две записи БГ из последних, которые меня тронули.

«Прикуривать от Пустоты» — совершенно гениальные стихи.

Девочка или мальчик?

, life

Почему в одних семьях рождаются девочки, в других мальчики? У меня есть теория, которая это объясняет.

Photo by Robert Collins on Unsplash

Эту теорию мне рассказал мой учитель и первый шеф Олег Григорьевич. Теория дилетантская, не имеет ничего общего ни с медициной, ни с генетикой, построена исключительно на личных наблюдениях. Но хорошо подтверждается на его и моём опыте.

Если в семье есть дискомфорт и его преодоление, постоянное движение, внутренняя «война» — родится мальчик. Например, негде жить, проблемы с работой, нет источника дохода. Но семья при этом не сдаётся, а наоборот в движении, в поиске, в работе. Не спокойно, напряг, заботы — это «война», рождаются мальчики.

Напряга нет, всё спокойно, не спеша, есть хоть какая-то стабильность — это мир. В таких семьях рождаются девочки.

Теория хорошо подтверждается на всех моих знакомых. Вот например, Николай. Съёмные квартиры, жена доучивается, неопределённость с работой, срочная свадьба. Коля не сдаётся, борется за хорошую жизнь, напрягается. Конечно же родился мальчик. Прошло восемь лет. Появилось своё жильё, стабильная работа, гараж с машиной, пивное брюшко. Жизнь начала течь в спокойном русле. Родилась девочка.

«Война» или «мир» это не что-то внешнее, наружу может никак не проявляется. Это внутреннее состояние. Внутренний дискомфорт и борьба с ним — война, внутренний комфорт и лень - мир. Война и мир в семье могут меняться со временем.

Краткое руководство по кофе

, life

Сохраняю себе короткий конспект замечательного «Руководства по кофе» Михаила Озорнина.

Coffee on the table, photo by Nathan Dumlao

Что такое кофе

Кофе — это тропическая ягода. Есть два сорта кофе: арабика и робуста. Арабика обычно вкусней, все равно это не гарантия. Ягоды могут собирать вручную и механически. Вручную собирают более внимательные к кофе фермеры: это лучше, но дороже.

Обработка

Есть два способа обработки: сухой и мытый. Сухой более сладкий, мытый — более чистый, кислотный. Кофе сухой обработки помечается в магазинах как «сухой», «нат» или «натуральной обработки».

Обжарка

Обжарка бывает разная. Светлая дает напитку более ягодный и фруктовый вкус, темная — добавляет карамели, шоколада и горечи. Обжаренный кофе лучше выпить в течение двух-трех недель после обжарки.

Помол кофе

Кофемолки бывают двух типов: с ножами и жерновами. С ножами подходит для турки, для всего остального нужна жерновая. Для каждого способа приготовления кофе нужен разный помол. Молоть кофе лучше всегда непосредственно перед приготовлением.

Приготовление

Способы заваривания делятся на эспрессо и альтернативные. Эспрессо дает плотный, насыщенный вкус. Альтернативные обычно получаются легче. Простые способы для дома: турка, мока, френч- или аэропресс, для офиса: френч- и аэропресс.

Эспрессо

В эспрессо-машине горячая вода под давлением проходит через слой кофе (кофейную таблетку) и происходит экстракция веществ из зерна в воду — получается ароматный напиток.

Напитки из эспрессе

Рецепт:

  • 17 г кофе, помол «под эспрессо».
  • за 20—25 секунд экстракции получить 40—45 грамм напитка. В зависимости от зерна, обжарки и помола пропорции могут быть немного другими.

Турка

Кофе, приготовленный в турке (джезве), популярен на «востоке».

Рецепт:

  • 16 г кофе, помол «под турку» — как женская пудра, но не в пыль и не до стадии муки. Подушечки пальцев должны чувствовать отдельные крупинки кофе. Обжарка «под турку» — светлей, чем для эспрессо. Зерна кофе не должны блестеть, они должны быть матовые на вид.
  • 160 мл воды комнатной температуры.
  • Как готовить:
    • Засыпьте кофе в турку и залейте водой. Если турка больше 200 мл, то кофе лучше перемешать.
    • Поставьте на плиту греться. Если используете песок, то закопайте турку на ½ или ⅔ в песок.
    • Снять кофе нужно будет как только поднимется пена и кофе начнет «заворачиваться» внутрь. После этого кофе готов. Иногда советуют опустить и поднять пенку 3 раза. Делать это не нужно, будет только хуже (это мнение Марины Хюппенен, — чемпионки России по приготовлению кофе в турке).

Мока

Мока, или гейзерная кофеварка — традиционный итальянский способ сварить кофе. Гейзерная кофеварка дает кофе, немного напоминающий эспрессо (но настоящий эспрессо не получить).

Рецепт:

  • 18 г кофе, помол «под гейзерную кофеварку» — чуть крупнее эспрессо. Обычно для моки больше подходят эспрессо-смеси и моносорта средней обжарки, светлая обжарка может не раскрыться полностью.
  • 200 мл воды, ее лучше предварительно погреть.
  • Как готовить:
  • Налейте воду в резервуар внизу, лучше наливать сразу горячую воду, так кофе будет меньше греться на плите, ему это вредно. Осторожно, заворачивайте кофеварку через полотенце, нижний резервуар будет горячим.
  • Засыпьте кофе в тарелочку, но не утрамбовывайте как для эспрессо. Скрутите вместе части кофеварки.
  • Поставьте кофеварку на максимальный огонь. Как только кофе начнет выходить, уменьшайте газ почти до минимума, но не выключайте совсем.
  • Как только кофеварка начнет сильно брызгаться, и вверх будут выходить пузыри — снимайте с плиты, кофе готов. Перелейте его в чашку, чтобы он не грелся в моке.

Френч-пресс (кофе-пресс)

Френч-пресс — простой и очень неприхотливый способ приготовления кофе. Для него нужна только горячая вода: ни тебе сложных эспрессо-машин, ни турки с песком, не нужна и газовая плита.

Рецепт:

  • 16 г кофе крупного помола (чуть крупней сахара-песка). Светлый кофе можно молоть чуть мельче, чем темную обжарку.
  • 256 мл воды, соотношение вода:кофе во френч-прессе обычно равно 16:1.
  • Как готовить:
    • Засыпьте кофе в кофе-пресс.
    • Воду, нагретую до 95°, залейте в кофе-пресс. Чтобы получить воду 95° нужно выключить чайник когда после нитей пузырьков при начале шума. Я делаю проще: кипячу и даю остыть 1—1,5 минуты.
    • Перемешать один раз и оставить на 4 минуты. В процессе приготовления больше мешать не нужно.
  • Через 4 минуты снять ложкой пенку, опустить фильтр и слить кофе из кофе-пресса. Если кофе не слить, то он будет продолжать завариваться и станет очень горьким.

Аэропресс

Аэропресс — модифицированная и улучшенная версия френч-пресса. Главное отличие аэропресса — у него есть бумажный фильтр, который задерживает мелкие частички кофе и делает вкус кофе чище.

Рецепт:

  • 15 г кофе, помол мельче сахара, средний между френч-прессом и эспрессо.
  • 200 мл воды, нагретой до 95°.
  • Как готовить:
    • Вставьте бумажный фильтр в крышку аэропресса и пролейте фильтр кипятком. Это нужно, чтобы убрать привкус бумаги.
    • Поставьте аэропресс вверх ногами и засыпьте в него кофе.
    • Залейте 200 мл воды и один раз перемешайте, закрутите крышку с фильтром.
    • Через 1 минуту переверните аэропресс, поставьте на кружку и поршнем вылейте кофе в кружку.
    • Поршень должен идти с заметным усилием, существенно больше, чем у френч-пресса. Помол кофе правильный, если поршень выдавливается за 20-25 секунд.

Воронка (v60, hario)

Воронка, она же пуровер, она же харио. Для приготовления вам понадобится больше инструментов, чем для других способов заваривания. Кроме самой воронки и бумажных фильтров понадобится чайник с тонким носиком (gooseneck kettle), который дает тонкую постоянную струю и позволяет налить нужное количество воды и нужное место воронки. Кофе в воронке получается легкий, без примесей, с очень чистым и ярким вкусом.

Рецепт:

  • 12 г кофе, помол мельче сахара, средний между френч-прессом и эспрессо.
  • 200 мл воды, после закипания перелить в чайник с тонким носиком.
  • Как готовить:
    • Вставьте бумажный фильтр в воронку и равномерно смочите горячей его водой (не из расчета тех 200 мл). Это нужно, чтобы убрать привкус бумаги.
    • Засыпьте смолотый кофе в воронку и сделайте в нем небольшое углубление.
    • Налейте в лунку воды, чтобы скрыть весь кофе, должна получиться кашица. Аккуратно размешайте кашицу ложкой. Засеките время с момента вливания воды.
    • Через 30 секунд начните аккуратно выливать воду из чайника, стараясь не лить в одну точку, чтобы не пробить дырку в кофе. Подождите, пока вся вода опустится вниз и перелейте кофе в чашку.
    • Вы все сделали правильно, если 200 мл воды проливаются за 2,5—3 минуты. Если быстрее, то нужно молоть чуть мельче, если медленней — чуть крупней.

Кемекс

Кемекс — это стеклянная колба в форме химической пробирки. Хочется пошутить, что это кофе для химиков, но это не шутка. Кемекс придумал доктор химических наук Питер Шлюмбом в 1941 году.

В отличие от воронки харио в кемексе есть желобок вдоль края. Когда вода льется в колбу, она вытесняет воздух, который выходит по этому желобку. Ещё этот носик помогает аккуратно вылить кофе из кемекса.

Сифон

Ещё один химический сосуд для приготовления кофе. Состоит из двух колб, соединенных стеклянной трубкой. Работает почти как гейзерная кофеварка. Пар от кипящей воды внизу давлением поднимает воду вверху, где она заваривает кофе. По мере остывания внизу создается вакуум и уже заваренный кофе засасывается обратно.

Все записи